Стратегия развития образования до 2036 года стала главной темой на Всероссийском педагогическом съезде в Москве
Участников поприветствовали заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, статс-секретарь – заместитель руководителя Росмолодежи Денис Аширов, Председатель Комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых.
Дмитрий Чернышенко назвал событие историческим: это первый в XXI веке Всероссийский педагогический съезд. Ровно сто лет назад, в 1925 году, состоялся первый Всесоюзный съезд педагогов.
«Сегодня наша государственная образовательная система – одна из лучших в мире. Мы входим в топ-10 ведущих стран как по качеству общего образования, так и по объему научных исследований и разработок, занимаем лидирующие позиции в международных олимпиадах студентов и школьников. Это результат сохранения традиций советской научной школы и педагогики и решений, реализованных по поручению Президента Владимира Путина Правительством совместно с регионами за последнюю четверть века», – отметил вице-премьер.
Результаты национального проекта «Образование» стали основой для достижения национальных целей на 2030 и на плановый период до 2036 года в рамках новых нацпроектов, прежде всего «Молодежь и дети», «Семья», «Кадры» и нацпроектов технологического лидерства.
Дмитрий Чернышенко назвал подготовку Стратегии развития образования на период до 2036 года беспрецедентно масштабным процессом. Для работы над документом было создано 15 рабочих групп, всего почти 1 100 экспертов, включая педагогов, ученых, представителей работодателей и родителей. В целом группы провели свыше 430 встреч и разработали более 300 инициатив.
При подготовке Стратегии и плана мероприятий учитывалась обратная связь. Так, школа остается вторым по значимости институтом после семьи в формировании патриотических чувств граждан, индекс гордости за страну вырос в 2,6 раза с 2021 по 2024 год, а доля школьников, желающих уехать за границу, снизилась за три года с 23 до 7%. Положительная оценка системы общего образования выросла с 2016 по 2024 год вдвое. 97% респондентов считают, что молодежь в России имеет все возможности, чтобы реализовать свои способности.
На портале «Госуслуги» прошел опрос «Будущее образования в России», в котором приняли участие порядка 340 тыс. респондентов. Обсуждения Стратегии состоялись в каждом субъекте, был организован централизованный сбор предложений от регионов – в итоге их собрано более тысячи.
Ключевые аспекты изменения образовательной стратегии рассмотрели на стратсессиях у Председателя Правительства Михаила Мишустина, в Государственной Думе в рамках «правительственных часов» под председательством Вячеслава Володина, на площадке Совета Федерации под председательством Валентины Матвиенко. Всего от депутатов Госдумы и сенаторов поступило около 900 вопросов и предложений.
Вице-премьер отметил, что были сформулированы качественные вызовы, а также цель, миссия и ценности Стратегии. Их сопоставляли с основополагающими документами. Основные показатели эффективности Стратегии будут отражать верхнеуровневые изменения в образовании – как качественные, так и количественные.
«Сейчас стартует важнейший этап обсуждения Стратегии. В августе на педсоветах к дискуссии подключится вся страна, на Форуме классных руководителей подведем итоги. Работа над документом продолжится в течение этого года. А после утверждения Стратегии Указом Президента мы приступим к формированию плана ее реализации. Уверен, съезд станет площадкой для конструктивного диалога, смелых идей и конкретных решений, инициатив, которые укрепят лидерские позиции России в сфере образования», – подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
В своем выступлении Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал о достижениях, которых удалось добиться за последние годы. Благодаря национальному проекту «Образование» в 2019 году началась реализация масштабных инфраструктурных проектов, а образование вновь обрело системность. Вернулась централизация управления, разработаны и утверждены единые образовательные программы и федеральные рабочие программы, синхронизированные с ГИА. Воспитание снова стало неотъемлемой частью образования, начиная с детского сада.
В школах и колледжах введены должности советников директора по воспитанию. На смену нескольким десяткам учебников по каждому предмету приходят единые государственные учебники. Благодаря вниманию ко всем предметам, включая новые («Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд»), обеспечивается широкий кругозор школьников.
Еженедельно во всех школах страны проводятся занятия «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты». Все школы подключены к единой цифровой платформе ФГИС «Моя школа» и библиотеке проверенных электронных образовательных материалов.
«Принятые решения и их реализация позволили достичь за шесть лет значимых результатов. Россия вошла в десятку ведущих стран по качеству общего образования, а доля отстающих школьников снизилась с 25 до 15%. Участие в предметных олимпиадах перестало быть чем-то элитарным. В 2025 году 8 миллионов учеников – на 2 миллиона человек больше, чем в 2019 году, – стали участниками всероссийской олимпиады школьников. В прошлом году 79% золотых медалей на международных предметных олимпиадах стали российскими. В 2019 году этот показатель составлял лишь 52%», – отметил Сергей Кравцов.
Глава Минпросвещения обозначил важность обсуждения ключевой темы Всероссийского педагогического съезда – обсуждения Стратегии развития образования.
В рамках реализации комплексной программы предстоит усилить единую систему воспитательной работы на всех уровнях образования, создать инструменты для обновления содержания образования, технологий и методов обучения. Они должны обеспечивать фундаментальность, гибкость и адаптивность ключевых образовательных программ на основе передовых научных достижений и с учетом изменяющихся запросов государства, общества и рынка труда. Также необходимо внедрить системный подход в организацию и проведение учебного и воспитательного процесса, развить инструменты международного гуманитарного сотрудничества и расширить форматы исторического просвещения.
Кроме того, ключевые задачи включают обеспечение раннего гармоничного развития способностей каждого ребенка через математический, естественно-научный, исследовательский, изобретательский, художественный, спортивный и музыкальный компоненты образовательных программ, подготовку высококвалифицированных кадров для экономики, гуманитарной и технологической сфер, решение других актуальных задач.
«Успех реализации Стратегии зависит от основного богатства российской системы образования – от педагогов. Их трудом достигаются все образовательные результаты, которыми страна гордится, они в тесном взаимодействии с семьями воспитывают патриотов России, достойных граждан страны, будущих профессионалов, которым предстоит обеспечивать наше лидерство в технических и гуманитарных сферах. Ни искусственный интеллект, никакие другие информационные технологии никогда не смогут заменить учителя. Потому что духовность, нравственность, культуру, ценностные установки для жизни человеку может привить только человек. Наша задача – окружить педагогов вниманием, обеспечить достойное вознаграждение и условия их благородного труда», – подчеркнул Сергей Кравцов.
В работе Всероссийского педагогического съезда также принял участие Министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков. Как отметил глава ведомства, комплексный ответ на все те вызовы, о которых говорится в Стратегии развития образования, содержится в новой модели высшего образования.
«Все наши ключевые инструменты, которые мы создали в последние годы: масштабная программа поддержки вузов «Приоритет-2030», передовые инженерные школы, студенческие конструкторские бюро и многие другие – направлены на то, чтобы трансформировать систему высшего образования. Эту задачу мы сформулировали для себя еще несколько лет назад и последовательно, целеустремленно двигаемся к тому, чтобы получить другой результат, осторожно, эволюционно меняя существующую систему. Комплексный ответ на все те вызовы, о которых говорится в Стратегии, – переход на новую модель высшего образования», – сказал Валерий Фальков.
Работу Всероссийского педагогического съезда продолжила панельная дискуссия «Голос школы, вуза и колледжа: образование глазами практиков».
Участники и гости мероприятия также посетили выставку достижений образования и экспозицию «Путешествие по России».
Напомним, приветствие участникам мероприятия направил Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Источник: Минпросвещения России https://edu.gov.ru/press/10275/strategiya-razvitiya-obrazovaniya-do-2036-goda-stala-glavnoy-temoy-na-vserossiyskom-pedagogicheskom-sezde-v-moskve/