Региональный компонент займет до 50% занятий курса ранней школьной профориентации
Главное
предстоящее нововведение ранней школьной профориентации — введение
регионального компонента и маршрутизации обучающихся на востребованные в
конкретном субъекте РФ профессии. Об этом будет сообщено представителям школ на
традиционных «августовских» педагогических совещаниях, которые ежегодно
проходят во всех регионах страны накануне 1 сентября. Одной из центральных тем
встреч в этом году стала реализация Единой модели профориентации и проекта
«Билет в будущее».
Важной особенностью предстоящего учебного
года станет внедрение регионального компонента в пилотном порядке. Согласно
предстоящему плану занятий, в 2025/26 учебном году на реализацию регионального
компонента может быть отведено до 50% от общего числа занятий курса «Россия –
мои горизонты», входящего в Единую модель профориентации. Как отметили в
«Билете в будущее», реализация профориентационного курса с учетом кадрового
запроса региональных рынков труда позволит ближе познакомить школьников с
возможностями, доступными в каждом регионе на примере организации профпроб,
экскурсий и других профориентационных мероприятий.
Для успешной реализации регионального
компонента к профориентационной работе со школьниками впервые планируется
привлечь кадровые центры «Работа России» в каждом регионе. Их участие позволит
школьникам глубже понять потребности рынка труда и сделать осознанный выбор
будущей профессии.
«Включение кадровых центров «Работа
России» в государственную профориентацию позволит выстроить работу так, чтобы
подростки видели реальные перспективы в своем регионе, понимали, какие
специалисты востребованы сегодня и будут нужны завтра. Это повысит их
информированность и поможет сделать первые шаги в выбранной сфере — от профпроб
и экскурсий до поступления в колледж или вуз», — отметили представители проекта
Фонда Гуманитарных Проектов, оператора проекта Единая модель профориентации
«Билет в будущее».
В каждом российском регионе уже
сформированы списки приоритетных профессий.
По ним будут проводиться профпробы, экскурсии и мастер-классы на предприятиях
реального сектора, а также в профильных образовательных организациях. Главными
задачами регионального уровня определены обеспечение реализации Единой̆ модели
профориентации с учётом особенности экономики, рынка труда и кадровой
потребности (в том числе прогнозируемой) регионов.
Привлечение кадровых центров «Работа
России» – не единственное нововведение в профориентации, которое будет
представлено на «августовках».
С нового учебного года профориентационная
работа будет строиться с учетом прогноза кадровой потребности Минтруда России,
который готовится на основе прогноза социально-экономического развития, данных
Росстата, региональных прогнозов, стратегических планов развития отраслей и
Всероссийского опроса работодателей. Кадровые центры «Работа России» помогут школьникам
сориентироваться и понять, какие именно профессии будут востребованы в будущем на
рынке в конкретном регионе, чтобы с учетом своих интересов они смогли выбрать перспективное
направление обучения и потенциальных работодателей. При этом кадровые центры
будут сопровождать школьников во время обучения, практик и стажировок вплоть до
трудоустройства и адаптации на рабочем месте.
Особое внимание будет уделено реализации
курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты», календарно-тематический
план, которого уже анонсирован в официальном канале курса для знакомства
педагогов с профориентационным профилем.
До начала учебного года «августовские
совещания» пройдут во всех 89 регионах России. В ряде субъектов о новых
подходах к профориентации расскажут представители проекта «Билет в будущее».