Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Поиск по сайту

Министерство образования и науки Республики Дагестан
Министерство образования и науки Республики Дагестан
В рамках Августовского совещания выступила директор Колледжа машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе Людмила Шабанова
28.08.2023
19 просмотров

В рамках Августовского совещания выступила директор Колледжа машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе Людмила Шабанова.

Она рассказала о системе организации профессиональной ориентации обучающихся и реализации в регионе профориентационного проекта «Билет в будущее».

«Ключевая задача, поставленная президентом страны – это обеспечить национальный суверенитет страны и подготовить миллион специалистов.

Механизмом решения задачи по подготовке кадров станет – профориентационный минимум, который выстроит систему профессиональной навигации обучающихся, в рамках образовательной, воспитательной и иных видах деятельности. И для того, чтобы это сработало необходимо осмысленно подходить к каждому этапу.

Первый акцент – это углубленное изучение профильных предметов для конкретных отраслей. Иллюзия, что необразованные люди становятся богатыми и основные знания приходят сами собой, должна быть разрушена. Никто не хочет лечиться у врача, сдавшего анатомию на три или два. Время разговоров о том, что масса людей с дипломами стоят на рынках, к счастью, проходит. Развиваются промышленность, сфера обслуживания, туризм и другие отрасли экономики.

Растет спрос на грамотных специалистов и для его удовлетворения министерство образования республики запустило процесс открытия профильных классов – инженерных, психолого-педагогических, агроклассов, и др. Более тысячи учащихся, помимо традиционных физмат и гуманитарных классов, будут осваивать программы профильного образования.

Второй акцент – это внедрение обязательных спецкурсов в рамках учебного плана по конкретной отрасли, для формирования профессиональных умений у школьников.

Например, в инженерных классах – спецкурсы по инженерному дизайну, основам промышленного производства, с одновременным преподаванием черчения. И по каждой отрасли свой обязательный набор для выработки представления у ребенка, что за профессия его ждет.

Третий акцент – погружение в среду. Профессиональное мышление тем богаче, чем больший путь прошел учитель. Такой как - От простого рабочего до инженера, или от простой медсестры до хирурга, или от статиста до ведущего экономиста. Все наши школьники хотят стать успешными и богатыми людьми, и мы должны им дать возможность реально почувствовать ту или иную профессию. Школьный учитель – это не инженер, не врач, и не агроном. Поэтому не надо требовать от учителя сразу преподавания инженерного практикума или знаний промышленного производства.

Или его надо научить или возможность погружения в профессию организовать во время экскурсий, университетских суббот, выполнения проектных, исследовательских работ. И такой наставник обязательно найдется.

Школе сейчас нельзя зацикливаться только на себе. Необходимо налаживать связи с вузами, предприятиями. Колледжи могут предложить экскурсии и профессиональные пробы в 48 высокотехнологичных мастерских. Опытные преподаватели и успешные студенты проведут мастер классы. Самые разные профессии. Классические – токарь, каменщик, швея, до новейших оператор беспилотных систем, оператор 3-д печати.

У колледжей накоплен опыт успешной подготовки ребят. Лучший каменщик страны Никита Силуанов, студент колледжа архитектуры и строительства, бронзовые призеры в компетенциях Дошкольное воспитание (юниоры)» Нурмагомедова Лияна («Дербентский Профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.Кащтахмедова») и по компетенции «Лечебная деятельность (фельдшер)» Магомедгабибова Луиза («Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П.Аскерханова) не хуже проведут лекции или беседы по основам профмастерства.

Прекрасные возможности дает проект «Билет в будущее». Более 40 тыс. учащихся приняли участие в профпробах. Ребята смогли познакомиться с профессиями, о которых даже не знали. И теперь надо ставить задачу, чтобы школьники проходили не одну, а несколько профпроб

Четвертая история. Профессиональное обучение еще в школе. В настоящее время на большинстве производств требуются работники с двумя, а порой тремя профессиями. Не только токарь на станках с ЧПУ, а оператор и наладчик станков с ЧПУ.

И такая многозадачность рождает необходимость приобретать основные навыки профессии как можно раньше, а значит наши дети должны иметь возможность еще в школе получить свою первую профессию. И лучше это делать на базе колледжа.

В республике был опыт получения первой профессии старшеклассниками, в основном это были оператор ЭВМ, секретарь-делопроизводитель, автомеханик. Технический, электромеханический, сельскохозяйственный колледжи, колледж сферы услуг, машиностроения и сервиса достаточно эффективно вели эту работу.

И пятое. Успешная профориентационная работа строится на четком взаимодействии учителя, ребенка, родителя, предприятия и власти. Учитель должен знать, что делать на каждом этапе, родитель обеспечивать направление развития и поддержку, создавать условия для самоопределения, предприятие создавать возможности и иметь заинтересованность, а школьник должен двигаться вперед, исследуя и проживая те сценарии, которые возможны и создавать свои. А власть должна создать условия.

Останавливаемся в этой работе, когда ребенок находит профессию или специальность, в которой ему комфортно и он понимает, что это на всю жизнь.

Целью всех изменений, проводимых в системе образования, является создание таких условий обучения и воспитания, которые бы обеспечивали здоровье и развитие каждого ребенка, раскрытие его способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь.

Мы сможем достичь этой важнейшей цели в том случае, если будем учиться новому, меняться, соответствовать времени и своим ученикам.

В преддверии нового учебного года хочется пожелать всей педагогической общественности новых побед и достижений. Здоровья Вам, долголетия, умных и способных учеников, и ярких успехов в нелегком, но таком важном труде – воспитании человека!», - отметила Людмила Шабанова.

Последние новости

Все новости

Деятельность

Профилактика наркомании и табакокурения
Снижение бюрократической нагрузки
Социальная поддержка
Механизмы управления качеством образования
Горячее питание
Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Подключение к информационным системам
Стандарт промышленного роста
Государственный контроль в сфере отдыха и оздоровления детей
СТОП.КОРОНАВИРУС!
Под Знаменем Победы
Туризм
Анонсы
Образование инвалидов и лиц с ОВЗ
Безопасность дорожного движения
Итоговые сведения о деятельности
Комплексная безопасность
Противодействие терроризму и экстремизму
Противодействие коррупции
Антикоррупционная экспертиза
Госуслуги (реализация Федерального закона от 27.07.10 г. №210-ФЗ)
Независимая оценка качества образования
Алгоритм действий для поступления иностранных граждан и лиц без гражданства в общеобразовательные организации
Аккредитационный мониторинг
Государственная итоговая аттестация ( ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ.)
Антимонопольный комплаенс
Диспетчерская служба «Общение без барьеров»
Меры государственной поддержки МСП
80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Предоставление субсидий
Государственные услуги Минобрнауки РД
Электронное образование Дагестана
Антитеррористическая деятельность
Аттестация педагогических работников
Обращения граждан
"Горячая линия" по вопросам оплаты труда
Летний отдых и оздоровление детей
Ключевые направления работы
Проектная деятельность
Лицензирование, государственная аккредитация, государственный контроль и надзор в сфере образования
Кадровая политика отрасли
Проекты, мероприятия
Программы
Приоритетные проекты развития РД
"Горячие линии" Минобрнауки РД
Показать