Министерство образования и науки Республики Дагестан подводит итоги работы за 2024 год. В центре внимания – обеспечение доступности качественного образования для всех жителей республики.

Дошкольное образование:

Доступность дошкольного образования – одна из приоритетных задач в Республике Дагестан. В 2024 году продолжилась работа по расширению сети дошкольных образовательных организаций (ДОО) и повышению качества предоставляемых услуг.

Что сделано:

* Новые места в ДОО: За последние три года введено 28 новых ДОО, создав 3580 мест для детей.

* Мониторинг доступности: Минобрнауки РД ведет ежедневный мониторинг доступности дошкольного образования (ДДО) по всем возрастным категориям и населенным пунктам. Благодаря этой работе, на сегодняшний день в 34 муниципальных образованиях достигнута 100% ДДО, включая детей от 1,5 до 3 лет (рост с 27 муниципалитетов по состоянию на октябрь 2024 года).

* Методическая поддержка: Для педагогов дошкольного образования организованы курсы повышения квалификации, разработаны программы и методические пособия. Также для оказания методической помощи созданы каналы «ТРИЗ в дошкольном и начальном образовании Республики Дагестан» на платформах Telegram и Сферум. Кроме того, ежегодно проводятся Всероссийский форум педагогов дошкольного образования «Детство без границ» и Республиканский семинар-совещание Актива работников дошкольного образования.

Текущая ситуация:

* На 1 декабря 2024 года в республике функционируют 1164 ДОО, которые посещают более 114 тысяч детей.

* Доступность дошкольного образования составляет 91,02%.

* В очереди на зачисление в ДОО остаются 11201 ребенок, из них 3989 – в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Работа по обеспечению 100% доступности дошкольного образования в Республике Дагестан продолжается.

Общее образование:

В 2024 году в системе общего образования Республики Дагестан основной акцент был сделан на повышение качества образования и объективность оценки знаний.

ГИА под контролем:

Для обеспечения прозрачности и объективности государственной итоговой аттестации (ГИА) с 2023 года используется система видеонаблюдения в 9-х и 11-х классах. В 2024 году видеонаблюдением были оснащены 3200 аудиторий в 149 пунктах проведения экзаменов (ППЭ). Эта система также применяется при проведении этапов Всероссийской олимпиады школьников.

Результаты ЕГЭ:

* По большинству предметов отмечен рост среднего балла ЕГЭ (от 3 до 10 баллов). Исключение составили русский язык (снижение на 4,4 балла в связи с изменением критериев оценки на федеральном уровне) и информатика (снижение на 1,8 балла).

* Количество выпускников, не преодолевших минимальный порог, снизилось практически по всем предметам, особенно по профильной математике (на 13%) и географии (на 17%). Незначительный рост (1,1%) наблюдается только по английскому языку.

* Количество стобалльных работ увеличилось на 20 по сравнению с прошлым годом и достигло 50.

Результаты ОГЭ:

* Сравнительный анализ ОГЭ 2023 и 2024 годов показывает положительную динамику. Количество двоек снизилось от 1% до 30% по семи предметам (математика, физика, химия, история, география, английский язык, литература), а количество пятерок выросло от 1% до 17% по большинству предметов. Это особенно важно, учитывая более строгие условия проведения ОГЭ в 2024 году благодаря использованию видеонаблюдения.

Методическая поддержка:

* Дагестанский институт развития образования ежегодно разрабатывает адресные методические рекомендации для системы образования республики на основе анализа результатов экзаменов.

* Утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению качества образования по русскому языку и литературе (5-11 классы), в рамках которого разрабатываются технологические карты (поурочные планы).

* Для педагогов дошкольного и начального образования созданы каналы «ТРИЗ в дошкольном и начальном образовании Республики Дагестан» в Telegram и Сферум. Проведены методические недели учителей начальной школы, обновлен состав регионального методического актива педагогов начального образования, разработаны технологические карты (поурочные планы) по четырем основным предметам.

Развитие талантов:

* В Центре развития талантов «Альтаир» ежегодно проходят обучение 17 тысяч школьников по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт».

* В январе 2024 года при содействии МФТИ открыта физтех-школа, администрируемая «Альтаиром». Разработаны планы мероприятий («дорожная карта») по развитию физико-технического образования.

  * Обеспечение учебниками: Несмотря на дефицит бюджета, новые школы, открытые с 1 сентября 2024 года, обеспечены учебниками. Также закуплены учебники по географии Дагестана, культуре и традициям народов Дагестана, родным языкам и литературе. Всего приобретено 743,2 млн экземпляров учебных изданий на сумму более 465 млн рублей.

* Образовательный проект «Мой Дагестан»: Продолжается реализация проекта «Мой Дагестан. Край, в котором я живу» для 1-2 классов, направленного на изучение историко-культурного наследия республики.

* Кадровое обеспечение: Сохраняется дефицит педагогических кадров (545 специалистов, включая 371 учителя). Программа «Земский учитель» позволила заместить 420 вакансий в сельских школах с 2019 по 2024 год, в том числе 2 вакансии в 2024 году. 

* Профориентация: Чтобы помочь школьникам определиться с будущей профессией, в общеобразовательных организациях республики открыто 84 агрокласса и 11 инженерных классов. Это дает ребятам возможность получить практические навыки и знания в интересующих их областях еще со школьной скамьи. Кроме того, в 2024 году реализован уникальный для республики проект «Первая профессия школьникам». Благодаря ему, около 2,5 тысяч учащихся освоили свою первую профессию, получив ценный опыт и конкурентное преимущество на старте карьеры.

* Горячее питание: Выполняя задачу, поставленную Президентом РФ Владимиром Путиным, в Дагестане все учащиеся начальной школы обеспечены бесплатным горячим питанием. В 2024 году горячим питанием обеспечено 208 340 учеников начальной школы. На эти цели выделено 2,6 млрд рублей. Здоровое питание – залог успешной учебы и гармоничного развития детей.  

В 2024 году в Республике Дагестан активное развитие получила система профессионального образования, ориентированная на подготовку квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда.

* В школах реализуются проекты «Билет в будущее», «Проектория», «Первая профессия школьникам» (2,5 тысячи участников), «Отраслевые каникулы».

* Внедрена Единая модель профессиональной ориентации (профминимум), еженедельно проводятся занятия «Россия – мои горизонты».

* Открыто 200 психолого-педагогических, 84 агрокласса, 11 инженерных и 158 физико-математических классов в сотрудничестве с профильными вузами, министерствами и организациями.

Чемпионаты профмастерства:

* Успешное участие студентов Дагестана в чемпионатах «Абилимпикс», «Профессионалы» и «Чемпионат высоких технологий». Студентка Кизлярского профессионально-педагогического колледжа завоевала бронзу в финале национального чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Технология моды».

"Авангард" – кузница патриотов:

* В республике функционируют 4 центра «Авангард» на базе профессиональных организаций. Дагестан занимает лидирующие позиции в стране по охвату десятиклассников обучением в этих центрах. Более 20 тысяч человек уже прошли обучение, а до конца года эта цифра достигнет 21 195.

Модернизация СПО:

* В рамках федеральных и региональных программ реализуются мероприятия по совершенствованию системы среднего профессионального образования (СПО).

* Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) РД ежегодно охватывает своими мероприятиями около 50 тысяч человек.

* Оснащены 54 современные мастерские по востребованным компетенциям, 29 из которых созданы с привлечением внебюджетных средств.

* Создано более 100 центров проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ), где в 2024 году экзамены сдали более 5,3 тысяч человек.

* В рамках федерального проекта «Профессионалитет» созданы образовательно-производственные кластеры «Сельское хозяйство» (2022 г.) и «Туризм и сфера услуг» (2024 г.)

Воспитание гармоничной личности: 

В Республике Дагестан воспитательная работа неразрывно связана с образовательным процессом. Главными приоритетами являются защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.

Нормативно-правовая база:

Разработана и действует система документов, определяющих стратегию развития воспитания в республике:

* Концепция развития образования в Республике Дагестан до 2030 года.

* План мероприятий по реализации Концепции.

* Программа развития воспитания в Республике Дагестан на 2022-2025 годы.

* План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в РФ.

Календарный план воспитательной работы:

* Утвержден календарный план воспитательной работы на 2024/2025 учебный год.

* Согласован перечень мероприятий с Министерством по делам молодежи РД и региональным отделением РДДМ «Движение Первых».

* Для педагогов разработаны сценарии проведения мероприятий, что является важной методической поддержкой.

Сохранение традиций и исторической памяти:

* В школах республики функционируют 900 музеев и более 2300 Парт Героев.

Детские и молодежные движения:

* Активно развивается Российское движение детей и молодежи «Движение Первых». В образовательных организациях создано 1295 первичных отделений.

* Более 30 тысяч юношей и девушек входят в ряды регионального отделения «ЮНАРМИИ». В республике действуют 118 телевизионных отрядов краеведов-следопытов.

Военно-патриотическое воспитание:

* На базе образовательных организаций СПО функционируют 4 учебно-методических центра «Авангард». С 2020 года обучение в них прошли более 17,5 тысяч человек.

Школьные театры:

* В 1316 общеобразовательных организациях созданы школьные театры. Подписаны соглашения о взаимодействии управлений образования и культуры для их развития.

Советники директоров по воспитанию:

* В 478 общеобразовательных организациях и 34 организациях СПО введена должность советника директора по воспитанию. В 2024 году советниками проведено 138 мероприятий, охвативших более 200 тысяч учащихся, 70 тысяч родителей и 53 тысячи педагогов.

Программа «Орлята России»:

* Продолжается реализация программы «Орлята России», направленной на развитие социальной активности младших школьников.

Безопасность, воспитание и семейное образование: комплексный подход Минобрнауки РД

Министерство образования и науки Республики Дагестан уделяет особое внимание безопасности, воспитанию и качеству образования детей, в том числе обучающихся на семейной форме.

Работа с родителями и профилактика правонарушений:

* Для развития родительских объединений и привлечения родителей к управлению школами в 22 муниципалитетах проведены Родительские форумы «Диалог семьи и школы: проблемы и перспективы развития» с участием 3700 родителей, 2000 учащихся и 200 педагогов.

* Проведено 5 республиканских собраний с участием более 110 тысяч родителей совместно с МВД, МЧС, Минздравом и другими ведомствами.

* Реализуются мероприятия подпрограммы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних», Комплекса мер по профилактике суицида среди несовершеннолетних и Стратегии комплексной безопасности детей.

* В школах и колледжах реализуются планы по выявлению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма.

* Совместно с прокуратурой и МВД в 800 школах и 17 колледжах проведены мероприятия по развитию критического мышления, исторической и политической грамотности у более чем 150 тысяч учащихся.

Интернет-контент и традиционные ценности:

* Образовательные организации создают контент, направленный на формирование гражданской идентичности, патриотизма, укрепление межнационального мира и межрелигиозного согласия, а также сохранение и популяризацию традиционных ценностей.

Профилактика несчастных случаев:

* Проводится Республиканский конкурс видеороликов по профилактике несчастных случаев с участием несовершеннолетних.

* Разрабатываются наглядные материалы и памятки по профилактике правонарушений.

Семейное образование:

* В республике наблюдается рост числа детей, обучающихся на семейной форме образования (с 153 в 2019/2020 учебном году до 206 на 1 ноября 2024 года).

* Для усиления контроля за качеством образования детей, обучающихся вне школ, разработан проект закона о внесении изменений в законы, касающиеся комиссий по делам несовершеннолетних, ответственности родителей и организации профилактической работы с детьми на семейном образовании.

Семейное образование и самообразование в Дагестане: контроль и взаимодействие

В Республике Дагестан уделяется особое внимание организации и контролю за получением образования в форме семейного образования и самообразования. Эта работа направлена на обеспечение права каждого ребенка на качественное образование, независимо от выбранной формы обучения.

Основные шаги:

* Регулирование: Разработан и утвержден приказ № 09-02-800/24 «Об организации получения общего образования в форме семейного образования и самообразования», устанавливающий порядок организации этих форм обучения.

* Взаимодействие: Подготовлено трехстороннее соглашение о взаимодействии между главами муниципальных образований, Минобрнауки РД и Уполномоченным по правам ребенка в республике. Это соглашение обеспечивает координацию усилий всех заинтересованных сторон в сфере семейного образования и самообразования.

* Контроль: С 1 сентября 2024 года проведена масштабная работа по рассмотрению материалов обучающихся на семейном образовании и самообразовании. В этом процессе участвуют Минобрнауки РД, Уполномоченный по правам ребенка, представители УФСБ России по РД, МВД по РД, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства. В результате рассмотрения 1078 материалов, 346 обучающихся были возвращены в школы.

Работа по контролю за соблюдением прав детей на образование и обеспечением качества образования при выборе семейного образования или самообразования продолжается. 

Дополнительное образование:

Расширение возможностей и охвата Дополнительное образование играет важную роль в развитии детей, предоставляя им возможность раскрыть свои таланты и получить новые знания. В Республике Дагестан проводится планомерная работа по увеличению охвата детей дополнительным образованием и обеспечению равной доступности для всех.

Ключевые достижения:

* Навигатор дополнительного образования: Запущена автоматизированная информационная система «Навигатор дополнительного образования детей Республики Дагестан». Зарегистрировано 2543 организации, выдано 297 295 сертификатов финансирования, что обеспечивает персонифицированный учет и финансирование.

* Всероссийские проекты: Успешно реализуются проекты «Футбол в школе» (более 300 тысяч детей из 809 школ), «Самбо в школе» (300 участников из 23 школ) и «Бадминтон в школе» (более 280 детей в 20 школах).

* Школьные клубы и лиги: В 1385 школах созданы спортивные клубы, в 1370 – театральные кружки, в 1302 – школьные футбольные лиги. С 2024 года в Школьную футбольную лигу включены 200 команд девочек (9000 участниц).

* Интеграция систем: Ведется работа по синхронизации регионального навигатора и информационной системы сферы физкультуры и спорта с ФГИС «Моя школа».

Охват дополнительным образованием:

На 20 декабря 2023 года охват дополнительным образованием в республике составил 66,1%. Динамика охвата за последние годы:

* 2018 год: 5% (28 114 детей)

* 2019 год: 5% (31 139 детей)

* 2020 год: 69,9% (437 648 детей, с учетом посещения нескольких кружков)

* 2021 год: 61,7% (393 382 детей) * 2022 год: 63,8% (415 262 детей)

* 2023 год: 66,1% (444 845 детей) * 2024 год (план): 66,1% (445 758 детей) Перспективы развития:

В республике реализуется 14 814 дополнительных общеобразовательных программ, более 50% из которых – в сельской местности. Наиболее популярны физкультурно-спортивная и художественная направленности. Для более эффективного соответствия социально-экономическим потребностям республики планируется разработка программ по приоритетным направлениям, подготовка кадров и развитие сетевого взаимодействия. 

Отдых и оздоровление детей в Дагестане: приоритет – качество и доступность

Обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей – одна из важнейших задач социальной политики Республики Дагестан. В 2024 году работа в этом направлении продолжилась с акцентом на модернизацию инфраструктуры и расширение охвата детей.

Основные итоги 2024 года:

* Работа лагерей: Летом работали 239 оздоровительных организаций (25 загородных и 214 пришкольных), охватив более 37 тысяч детей. Для сравнения: в 2023 году работало 25 загородных и 199 пришкольных лагерей, охвативших более 36 тысяч детей.

* Инклюзивный отдых: В 10 коррекционных школах организованы инклюзивные смены для 615 детей.

* Модернизация объектов: Проводится модернизация 9 объектов системы отдыха и оздоровления. 4 муниципальных лагеря передаются в государственную собственность для восстановления инфраструктуры ("Юность" в Кизляре, "Медвежонок" в Тарумовском районе, "Радуга" в Хасавюртовском районе, "Лесная сказка" в Ногайском районе). Это позволит увеличить охват на 900 детей в смену.

* Ремонт и строительство: В Республиканском центре образования «Солнечный берег» отремонтирован корпус на 120 мест, а также построены два новых корпуса на 98 мест (благодаря федеральному финансированию в размере 57 млн рублей, полученному по итогам конкурса), что позволит дополнительно охватить 300 детей. В лагерях «Орленок» и «Костер» Буйнакского района проведен капитальный ремонт на 11,5 млн рублей.

* Тематические смены: На базе лагерей организованы профильные смены различной направленности: «Орлята России», «Юнармецы», «Время Первых», «Расскажи о главном», «IT-школа», «ДагТурТРОПиЯ», «Футбол в школе», «Юные инспектора движения», «Юнкоровцы», смены по подготовке к ВСОШ, а также смена «Юный Миротворец – 24» для подростков с асоциальным поведением.

* "Отраслевые каникулы": В загородных лагерях реализован профориентационный проект «Отраслевые каникулы», в рамках которого школьники знакомились с различными профессиями и проходили обучение по оказанию первой помощи и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Планы на будущее:

Работа по модернизации инфраструктуры до 2026 года позволит увеличить охват отдыхом и оздоровлением еще на 13 тысяч детей, в том числе программами дополнительного образования.

Инфраструктурные преобразования в образовании Дагестана: итоги 2024 года

В 2024 году в Республике Дагестан реализован ряд важных инфраструктурных проектов в сфере образования, направленных на создание новых мест в школах и детских садах, модернизацию существующих объектов и развитие современной образовательной среды.

Строительство и капитальный ремонт:

* Новые школы и детские сады: Открыто 22 школы на 8118 мест и 12 детских садов на 1540 мест. До конца года планируется открыть еще 7 школ на 3764 места и 3 детских сада на 700 мест.

* Планы на будущее: Запланировано получение разрешений на ввод в эксплуатацию 1 детского сада на 60 мест (НП «Демография») и 7 школ на 1540 мест (НП «Образование»).

* Модернизация школ: Проведен капитальный ремонт 6 школ в рамках проекта модернизации школьных систем образования, еще 2 школы включены в программу дополнительно. Общий объем финансирования проекта – 386,6 млн рублей (339,9 млн – капремонт, 46,7 млн – оснащение).

* Капитальный ремонт за счет республиканского бюджета: Выполнен капремонт в 6 образовательных организациях, включая Ахтынскую СОШ №1, Коркмаскалинскую СОШ № 1, Зрыхскую СОШ, Сергокалинскую СОШ № 2, Согратлинскую гимназию им. М. Махатилова и Республиканский центр образования. Общая сумма финансирования составила более 400 млн рублей.

* Быстровозводимые конструкции: На территории Республиканского центра образования «Солнечный берег» возведены 2 быстровозводимых корпуса на 98 мест. В 2025 году планируется построить еще 4 модуля в лагерях «Юность» (Кизляр) и «Орленок» (Буйнакский район) на 200 мест с федеральным финансированием в размере 119,999 млн рублей и софинансированием республики в 80 млн рублей.

Национальный проект «Образование»:

* "Точки роста": Открыты Центры образования «Точка роста» в 46 школах.

* "Кванториумы": Созданы 2 детских технопарка «Кванториум».

* Цифровая среда: В 40 образовательных организациях обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды.

Развитие инфраструктуры дополнительного образования:

* Проектирование и строительство: Разрабатывается проектно-сметная документация для строительства образовательной организации дополнительного образования военно-патриотической направленности «Юнармия» в Махачкале, учебно-методического центра «Авангард» в Зеленоморске (получено положительное заключение госэкспертизы) и Регионального центра выявления и поддержки талантов «Альтаир».

Развитие инфраструктуры образования: новые возможности для детей

В рамках развития образовательной среды создаются новые объекты и площадки, предоставляющие детям современные возможности для обучения, занятий спортом и развития цифровых компетенций. В частности:

* IT-куб: Открыт центр цифрового образования детей «IT-куб», оснащенный современным оборудованием. Это позволит школьникам получить углубленные знания и навыки в сфере информационных технологий.

* Спортивные площадки: Оснащены воркаутами 43 спортивные площадки, что способствует развитию физической культуры и здорового образа жизни среди детей и подростков.

* Мини-футбольные поля: Установлены 10 мини-футбольных полей, создавая условия для занятий футболом и проведения соревнований.

Эти инициативы направлены на всестороннее развитие детей, формирование у них важных навыков и компетенций, востребованных в современном мире.