Обычная версия сайта Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
123

Министерство образования и науки
республики Дагестан

Версия для слабовидящих
  • OK
  • Telegram
  • ВКонтакте
  • Rutube
ГЛАВНАЯ МИНИСТЕРСТВО ДОКУМЕНТЫ ПРЕСС-ЦЕНТР ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТКРЫТОЕ МИНИСТЕРСТВО
Пресс-центр / Новости / 

В Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики им. А.А. Тахо-Годи обсудили проблемы преподавания родных языков

В Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики им. А.А. Тахо-Годи обсудили проблемы преподавания родных языков

В Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики им. А.А. Тахо-Годи состоялся Круглый стол, посвященный, актуальным научно-методическим проблемам по состоянию преподавания национальных языков в школах Дагестана.

В работе Круглого стола приняли участие сотрудники Министерства образования и науки РД, Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи, специалисты Дагестанского института развития образования, преподаватели ДГУ и ДГПУ, учителя образовательных организаций, СМИ. 

С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась и.о. директора ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи Альбина Арухова. Она обозначила важность проведения данного мероприятия, необходимость обсуждения актуальных проблем по состоянию преподавания родных языков в школах республики. 

Далее о проводимой Министерством образования и науки работе по сохранению дагестанских языков выступила консультант Управления развития общего образования Барият Гаджиева. Она коснулась проблемы – сокращения часов по изучению родных языков и литератур (в некоторых школах до одного-двух часов в неделю) и отметила, что в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» составление учебного плана является прерогативой образовательной организации. Учебные планы в основном предусматривают три часа на предметную область «Родной язык. Родная литература». При этом образовательные организации вправе самостоятельно увеличить количество часов, отводимых на изучение родного языка, за счет часов части плана, формируемой участниками образовательных отношений, а также за счет часов внеурочной деятельности. 

К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к постепенному сокращению людей, говорящих на своем родном языке. Это приводит к снижению качества пользования родным языком его носителями, уровня культуры их речи. 

На круглом столе было отмечено, что Министерством образования и науки проводится комплекс мероприятий по сохранению и развитию языков народов Дагестана: для совершенствования языковой политики, научной и методической базы принята государственная программа «Развитие образования в Республике Дагестан» на 2015–2025 годы, в рамках которой действуют подпрограмма «Сохранение и развитие языков народов Дагестана». Помимо этого в республике проводится комплекс мероприятий, в том числе научно-практические конференции, форумы, круглые столы, посвященные проблемам родных языков и литератур. По заказу Минобрнауки РД, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО ДНИИ педагогики разработаны примерные основные образовательные программы по родным языкам и литературам для начальной школы на 9 языках и основной школы на 6 языках народов Дагестана. 

Примерные основные образовательные программы по учебным предметам «Родной язык» и «Литературное чтение» (по 6 языкам; 12 наименований) одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и также размещены на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ. Экспертизу эти программы прошли в Федеральном институте развития родных языков РФ. 

В последние годы Министерством образования и науки республики и ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи проведена значительная работа по обеспечению образовательных организаций учебными пособиями по родным языкам и литературам. За 2018–2019 гг. издательством «Просвещение» выпущено 54 учебных пособий по родным языкам и литературам общим тиражом 176 тыс. экземпляров. 

В 2021 году осуществлено второе переиздание 24 учебных пособий для начальной школы по аварскому, даргинскому, кумыкскому, лакскому, лезгинскому, табасаранскому языкам общим тиражом 24942 экземпляра. 

На сегодняшний день разработаны и представлены в издательство «Просвещение» 52 рукописи учебных пособий по родным языкам и литературам, соответствующих ФГОС, издание которых может быть осуществлено к концу текущего года. 

В заключение было отмечено, что решение языковых проблем не может быть достигнуто только совершенствованием нормативно-правовой базы и обеспечением школ учебной и методической литературой без активной роли самих народов и их ответственности, поэтому одним из главных ресурсов сохранения и развития родных языков является усиление роли гражданского общества, семьи и конкретных людей.


Опубликовано:21 Июля 2021
Обновлено:21 Июля 2021

Другие новости

6 Октября 2022
Директор и учащиеся Республиканского центра образования поздравили ветерана педагогического труда Веру Евсееву

Директор Республиканского центра образования Анжела Байрамбекова и кадеты 11 класса РЦО навестили ветерана педагогического труда Веру Евсееву и поздравили с Днем учителя

читать далее
6 Октября 2022
Сергей Меликов и Александр Дюков обсудили развитие футбола в Дагестане

Состоялась встреча главы Дагестана Сергея Меликова и президента Российского футбольного союза (РФС) Александра Дюкова

читать далее
6 Октября 2022
Сергей Меликов рассказал о транспортном потенциале Дагестана в рамках II Каспийского экономического форума

Глава Дагестана Сергей Меликов принял участие в работе II Каспийского экономического форума, который в эти дни проходит в Москве

читать далее
6 Октября 2022
Объявляется прием документов на соискание государственных премий Республики Дагестан в области науки, техники, литературы, публицистики, искусства и а

Объявляется прием документов на соискание государственных премий Республики Дагестан в области науки, техники, литературы, публицистики, искусства и архитектуры

читать далее
Навигация

Опрос

Наличие условий для организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
неудовлетворительно, не устраивает (условия полностью отсутствуют)
плохо, не соответствует минимальным требованиям (имеющиеся условия частично удовлетворяют потребностям обучающихся, в частности, предоставлено недостаточное количество мест для обучающихся, неудобное время проведения занятий)
удовлетворительно, но со значительными недостатками (организованных рабочих мест для обучения и их оснащение удовлетворительны, неудобно время проведения занятий и отсутствуют сопутствующие услуги)
в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков условия соответствуют потребностям, отсутствуют сопутствующие услуги (специально оснащенный туалет, специальные места подхода/подъезда)
отлично, полностью удовлетворен(а)
Результаты
Киноуроки в школах России Портал государственных и муниципальных услуг Всероссийская олимпиада школьников Официальный интернет-портал правовой информации